Урок русского языка в 4 классе


/Files/images/00/SAM_5235.JPG

/Files/images/00/SAM_5234.JPG/Files/images/00/SAM_5232.JPG

Тема урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Цели:

  • формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне слова;
  • развивать умения распознавать слова с парнымисогласнымив корне;
  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание , память.
  • способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

Оборудование:иллюстрации «Белоснежка и семь гномов»,компьютер,проектор

Ход урока

І. Организационный момент.

1. Чтение стихотворения: слайд

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем-

Ни минуты не теряем!
2. Проверка учебных принадлежностей:

-Проверьте, ребята,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка,

3.Эмоциональный настрой учащихся.

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

- Мы отправляемся в сказочное путешествие. Итак, в путь…

ІІ.Актуализация опрных знаний

1. Чистописание

-А чтобы все мы оказались в сказке, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

Дети произносят хором:

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Перечислите парные согласные.

(Б-п, з-с, г-к, д-т, в - ф, ж-ш).

- Напишите эти пары в тетрадь.

Сс Сказка сказочка сказочник

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень? ( -сказ-)

- В каком из слов согласный в корне не нужно проверять?

3. Работа над загадкой

-Все справились? Я взмахну волшебной палочкой – и вот мы оказались в сказочном лесу. Презентация: слайд лес

- Чтобы пройти через лес и не заблудиться в нем, нам необходимо выполнить правильно задание.

-Отгадайте загадку. Выпишите слова с пропущенной буквой, вставляяеё. ( Коментированое списывание)

Эта модница л..сная часто свой наряд м..няет:

В шубке белой з..мой, вся в с.рёжках - в.сной;

Сарафан з..лёный - летом; в день ..сенний в плащ одета.

Если ветер нал..титэ з..лотистый плащ шуршит. Слайд (Берёзка)

-Вы успешно выполнили задание, не заблудились в лесу и оказались в королевстве Азбуковедения.

ІІІ. Постановка темы и целей урока

1. Проблемный вопрос

- А как мы запишем отгадку ?

- Чтобы правильно написать мы сегодня будем изучать написание парных звонких-глухих согласных в корне слова.

2. В королевстве Азбуковедения жили звонкие и глухие согласные. Однажды между ними произошел удивительный спор.

- В таких словах , каксказка, гриб, нужно писать на конце и в корне слова букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные. (карточка со словами)

- Нет, неправда. Нужно писать букву глухого согласного, - говорили глухие. Звонкие согласные приуныли. Но тут вмешались гласные.

Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения) и для Орфографии( письма».)

Вот так гласные и помирили звонкие и глухие звуки. И до сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.

- Чему вы сегодня будете учиться на уроке? (Грамотно писать слова с парными согласными)

На помощь согласным пришли Белоснежка и семь гномов. Они помогут нам разобраться в этом непростом вопросе русского языка – правописании парных согласных в корне слова.Презентация: слайд 4

ІV. Работа по теме урока.

1. -Назовите парные согласные? (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.)

2. -Выполните задание, которое приготовили для вас Белоснежка и гномы(устно)

- В каких из этих слов есть интересующая нас орфограмма?Презентация: слайд

Осень шагает

В желтом пальтишке,

С кедров сшибает

Бурые шишки.

Бух – на кукушку,

Хлоп – на зайчишку

Падают шишки.

( в пальтишке, шишки, на кукушку, на зайчишку)

- Найдите словосочетания в переносном значении ?

- подберите синонимы к слову сшибает ? какая в нём есть орфограмма ?

3. Упражнение 317

4.Чтение правила с.126

Белоснежка предлагает запомнитьсхему-опору.Презентация: слайд

Парные согласные находятся в сильной позиции:

1) перед гласными;

Парные согласные находятся в слабой позиции:

1) на конце слова;

2) перед согласными

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными?

( Чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, их надо проверять.)

5.Гимнастика для глаз

1. Круг

Представьте себе большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

2. Квадрат

Представьте себе квадрат. Переводим взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний.

3. Вверх-вниз, влево - вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Упражнение «Буратино»

Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

4.-Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»

6. Упражнения в написания парной согласной в корне слова. Активизация знаний.

Учитель: Гном Поиграйка предлагает нам поиграть.

Игра «Доскажи словечко»Презентация: слайд

- Договорите слово и напишите его вместе с проверочным (сначала проверочное).

  • У лисички Любки остренькие …(зубки)
  • Закрывают дети глазки, детям сниться будут …(сказки)
  • Дружно мы возьмём лопатки, хорошо вскопаем…(грядки)
  • У нас общие игрушки, потому что мы - …(подружки).

V. Закрепление материала. Формирование умений и навыков.

1. Упражнение 320.

- чтение текста, определение темы и основной мысли.

- выборочное чтение.

-выборочное списывание (на доске и в тетрадях)

Лоб – лобик, шубка – шуба, глазки – глазок, зубки – зубик, когти – коготок.

- нахождение предложения с однородными членами.

2. Орфографическая минутка (устно) Презентация : слайд

(развитие орфографической зоркости приёмом кокографии)

- Дорогие ребята, я получила задание от гномика Путайки. Давайте поможем ему исправить ошибки в тексте.

У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая,

Гласки огневые, кокти цебкие. Ласков Васька да хитёр.

3.Физкультминутка

- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете, а если начинается на глухой согласный - поднимаете руки вверх:

Зайка, сойка, трава, дрова,

Жить, шить, тень, пень,

Дверь, зверь, пеньки, деньки.

4.Письмо по памятиПрезентация: слайд

- Ребята, я получила задание от гномика Забывайки. Давайте поможем ему вспомнить небылицу и правильно написать.

-Записать по памяти текст. Найти орфограмму , подчеркнуть.

Небылица

Сидит ёжик на березке –

Новая рубашка.

На головке сапожок,

На ноге – фуражка.

Далее следует взаимопроверка тетрадей.

5.Работа над текстом

- Гном Словознайка очень просил передать для вас задание.

- Вписать в предложения подходящие по смыслу слова из сказок – самостоятельно.Презентация : слайд

Посадил______ _______. Выросла ______большая - пребольшая. Волк пошел на реку, опустил хвост в _______ и начал приговаривать: «Ловись, _______, и мала, и велика!» Девочка взяла самую большую ________ и похлебала из самой большой _______.

VІ. Итог урока. Рефлексия.

-Наше путешествие завершилось.

- Достигли мы цели урока?

- Чему научились на уроке?

( Проверять и писать парный согласный в слабой позиции.)

- Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?

- Вы были трудолюбивы, все старались и я довольна вашими ответами.

Спасибо за урок.

VІІ..Домашнее задание

Правило с.126, упражнение 323

Кiлькiсть переглядiв: 303

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.